ℹ️ Ваши ответы не сохраняются, так как вы не авторизованы.
Прочитайте текст и выполните задания.

Речевая агрессия захватила множество сфер современного общества: укоренилась в политике и СМИ, проникла в бизнес и рекламу, закрепилась в семье и школе. Социальная нестабильность, стремительный темп жизни способствуют тому, что грубое и обидное общение, резкость высказываний становятся едва ли не нормой повседневности.

Конечно, речевая агрессия возникла не сегодня – эта проблема стара, как мир. О неподобающем употреблении языка писал ещё античный комедиограф Аристофан.

<...> нынешнее наше существование исполнено речевой агрессии как никогда более масштабно и глубоко. Мы ругаемся, ссоримся, злословим. Нам угрожают, нас обвиняют, над нами насмехаются. По данным психологов, современный дошкольник в коллективе сверстников принимает участие в 7–11 актах речевой агрессии в час: дразнилках, злых шутках. Что уж говорить о взрослых!

Но раз существуют сложившиеся модели агрессивного речевого поведения, должны быть и алгоритмы контроля агрессии в общении. Должны существовать стратегии сдерживания грубости в речи и приёмы защиты от словесных нападок. «И речь, как всякий живой организм, не только несёт болезни, но и вырабатывает антитела против них, защитные силы. И не вижу способа, как лечить речь чем-то ещё, кроме речи», – заметил поэт Всеволод Некрасов.

Овладение методами коммуникативной защиты, умение общаться без грубости и отражать словесные удары – важнейший момент личностного становления, жизненного опыта и профессионального роста любого цивилизованного человека.

(По Ю.В. Щербининой)

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


 1) 

Текст относится к официально-деловому стилю речи, что подтверждается сухостью изложения материала, отсутствием средств выразительности речи.

 2) 

Цель автора текста – привлечь внимание читателя к речевой агрессии, которая в современном обществе приняла угрожающие масштабы. С этой целью автор использует яркие олицетворения (речевая агрессия захватила множество сфер современного общества, укоренилась в политике и СМИ, проникла в бизнес и рекламу), ряды однородных членов предложения (мы ругаемся, ссоримся, злословим; в дразнилках, злых шутках), восклицательные предложения (Что уж говорить о взрослых!), лексические повторы.

 3) 

Чтобы быть убедительной, Ю.В. Щербинина использует в тексте цитирование («И речь, как всякий живой организм, не только несёт болезни, но и вырабатывает антитела против них, защитные силы. И не вижу способа, как лечить речь чем-то ещё, кроме речи», – заметил поэт Всеволод Некрасов.), приводит статистические данные (По данным психологов, современный дошкольник в коллективе сверстников принимает участие в 7–11 актах речевой агрессии в час.).

 4) 

Последний абзац текста подводит итог авторским размышлениям.

 5) 

В тексте преобладает описание как функционально-смысловой тип речи, который передаёт наблюдения автора за речью дошкольников.


Показать ответ

Решение:

❌ Неверно – Текст не относится к официально-деловому стилю. Это публицистический стиль с элементами рассуждения и примерами из жизни. Средства выразительности (метафоры, олицетворения) присутствуют.

✅ Верно – Автор действительно использует яркие олицетворения («речевая агрессия захватила...»), ряды однородных членов, восклицательные предложения и повторы, чтобы привлечь внимание к проблеме.

✅ Верно – Для убедительности приводятся статистические данные (7–11 актов агрессии в час у дошкольников) и цитата Всеволода Некрасова.

✅ Верно – Последний абзац содержит вывод: необходимость овладения методами коммуникативной защиты.

❌ Неверно – Основной тип речи не описание, а рассуждение с элементами повествования (примеры, статистика). Описание дошкольников – лишь иллюстрация.

Ответ: 234