Структура идеального сочинение на ЕГЭ-2025 по русскому языку

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку традиционно вызывает у выпускников больше всего беспокойства. Здесь от абитуриента требуют не просто грамотного выражения мысли, но и чёткого соответствия всем критериям ФИПИ. Однако всё не так страшно, если идти по плану и использовать проверенные клише.
Структура сочинения:
ПЕРВЫЙ АБЗАЦ
Вступление. Постановка проблемы (К1 «Соответствие теме»).
Кратко (1–2 предложения) обозначить тему и проблему: «В представленном тексте Ф. И. Ивановым затрагивается актуальная проблема …»
Указать, где и кем она «поднимается»: «…эта проблема звучит уже в самом начале (предложение 2)» или «…она проходит красной нитью через весь текст».
Важно сразу показать, что вы поняли тему и проблему текста.
ВТОРОЙ АБЗАЦ
Позиция автора (К1, К2 «Аргументация»).
Точно сформулировать позицию автора (одно предложение):
«Автор уверенно доказывает, что …»
(Опционально) Отразить эмоциональную окраску: «С глубоким сожалением…», «С воодушевлением…»
Чёткий ответ на вопрос проблемы: «Писатель считает, что …».
Критерий К1: позиция автора должна быть выражена ясно и однозначно.
ТРЕТИЙ АБЗАЦ
Комментарий к первому примеру из текста (К2 «Аргументация»).
Вводная фраза:
«Раскрывая проблему, автор …» или «В самом начале повествования автор …»
Пример из текста:
Пересказать 1–2 предложения своими словами.
Обязательно ссылка на предложения или небольшой фрагмент цитаты (не более 2 строчек).
Пример оформления:
«В начале текста автор описывает одинокую старушку, к которой дочь не приезжала уже четыре года (предложения 2–4).»
Обоснование:
«Этим приёмом автор показывает, что…» или «Такая деталь подчёркивает…»
ЧЕТВЁРТЫЙ АБЗАЦ
Комментарий ко второму примеру (К2).
Что могут не засчитать:
❌ Также….
❌ Далее….
❌ Важен также фрагмент…
❌ Продолжая раскрывать проблему….
❌ Кроме того….
Что засчитают 100%? Связка-вопрос к примеру:
«А что же помогает героине…?»
Второй пример:
Краткий пересказ + ссылка на предложения или цитата.
Пример:
«Отвечая на этот вопрос, автор рассказывает о том, как соседка подарила ей книгу, которая изменила её взгляд на жизнь (предложения 15–17).»
Обоснование:
«Таким образом, автор демонстрирует…»
ПЯТЫЙ АБЗАЦ
Анализ связи между примерами (К2).
Определить тип связи: дополнение, противопоставление или следствие.
Структура:
«Приведённые примеры дополняют друг друга: в первом …, во втором …»
«Оба примера подводят к мысли, что … (чёткий ответ на вопрос проблемы).»
Это ключевой элемент К2 — умение связать аргументы в единую цепь.
ШЕСТОЙ АБЗАЦ
Личное мнение (К1, К2).
Заявление о согласии или несогласии: «Я полностью разделяю (не разделяю) точку зрения автора.»
Развёрнутый ответ на вопрос проблемы (2–4 предложения):
«Действительно, … потому что …»
Собственный аргумент (пример из жизни, литературы или культуры с указанием автора и названия):
Литература: «Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»…»
Жизнь: «В моей семье…»
Краткий вывод по личному примеру: «Этот пример подтверждает…»
СЕДЬМОЙ АБЗАЦ
Вывод (К1 «Завершённость мысли»).
Обобщить, что даёт читателю прочитанный текст:
«Прочитанный текст побуждает задуматься о том, что …»
Пояснения по критериям ФИПИ для 12 баллов:
К1 (5 баллов): тема и проблема чётко раскрыты, позиция автора и личная позиция сформулированы ясно, вывод завершён.
К2 (3 балла): два примера из текста с анализом, связь между ними раскрыта, личное мнение аргументировано.
К3 (4 балла): разнообразный словарный запас, употребление разных типов сложных предложений, отсутствие серьёзных грамматических и лексических ошибок, соблюдение академического стиля.
Следуя этому плану и уделив внимание фразеологии, точным ссылкам на текст и полноценному анализу, вы обеспечите себе максимально возможную оценку за задание 27.
Напишем сочинение на максимальный балл из демоверсии ЕГЭ-2025:
Первый абзац
В представленном тексте В. П. Катаевым затрагивается проблема: почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым. Эту проблему автор поднимает, описывая на примере наводчика Ковалёва столкновение внешнего облика и истинных качеств героя.
Второй абзац
Писатель убеждён, что внешность человека зачастую не отражает его внутреннего мира и способностей. Внешне добродушный, старый Ковалёв кажется мальчику «дедушкой», однако именно он проявляет истинный героизм и мастерство. Автор показывает: не стоит судить по «обложке».
Третий абзац
Раскрывая проблему, автор сначала обращает внимание на внешность наводчика. В предложении 10–12 говорится, что Ковалёв «меньше всего отвечал представлению о лихом солдате», был «немолод» и для Вани «скорее принадлежал к категории “дедушек”». Этим автор подчёркивает, что первый образ, сложившийся у мальчика, не соответствует реальности.
Четвёртый абзац
А что же показывает истинный характер Ковалёва? В предложениях 13–15 текста описывается, как в минуту опасности он «стрелял из своего орудия до последнего патрона», а затем «ложился рядом… и продолжал стрелять из автомата». Этот фрагмент подчёркивает, что за спокойной внешностью скрываются беспримерная храбрость и преданность долгу.
Пятый абзац
Примеры противопоставлены друг другу: в первом говорится о «гражданской» внешности Ковалёва, во втором — о его героических действиях. Оба фрагмента подводят к мысли, что истинное лицо человека открывается не в словах или виде, а в поступках.
Шестой абзац
Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, по жизни часто встречаются те, кто сначала кажется скромным или слабым, а затем удивляет своими способностями. В моём классе новый ученик казался тихим и неуклюжим, но вскоре проявил себя отличным капитаном футбольной команды и организатором школьного конкурса. Этот пример подтверждает, что нельзя делать выводы о человеке лишь по первому впечатлению.
Седьмой абзац
Прочитанный текст побуждает задуматься о том, что за внешними чертами и словами всегда стоят настоящие качества, и что по-настоящему важны не первые впечатления, а реальные поступки.
Комментарии